Шариковый однорядный подшипник

Шариковый радиальный подшипник — это наиболее распространенный и универсальный тип подшипников качения. Его основное предназначение — восприятие преимущественно радиальных нагрузок, действующих перпендикулярно оси вращения. Он также способен воспринимать умеренные осевые (упорные) нагрузки в обоих направлениях, но это не его основная функция, и возможности здесь ограничены.

Ключевые особенности конструкции (простота и универсальность):

  1. Кольца:
    • Наружное кольцо: Имеет сферическую (вогнутую) канавку (дорожку качения) на внутренней поверхности.
    • Внутреннее кольцо: Имеет сферическую (вогнутую) канавку (дорожку качения) на наружной поверхности.
    • Радиусы канавок немного превышают радиус шариков, обеспечивая точечный (на практике — эллиптический) контакт и возможность небольшого перекоса (но не рекомендуется).
  2. Шарики: Основной элемент качения — стальные (реже керамические) шарики, расположенные в один ряд. Количество и размер шариков определяют грузоподъемность подшипника.
  3. Сепаратор (Клеть): Удерживает шарики на равном расстоянии друг от друга, предотвращает их соударение и обеспечивает равномерное распределение нагрузки. Материалы: штампованная сталь, латунь, полиамид (PA66, PEEK), полиацеталь (POM) или текстолит.
  4. Неразъемная конструкция (в основном): В отличие от конических роликовых и радиально-упорных шариковых, классические радиальные шарикоподшипники обычно неразъемные (за исключением некоторых специальных типов). Кольца и сепаратор с шариками представляют собой собранный узел.

Основные преимущества:

  • Низкое трение и высокая частота вращения: Благодаря точечному контакту шариков с дорожками качения, этот тип подшипников имеет самый низкий момент трения среди подшипников качения и способен работать на очень высоких скоростях (до 200-300 тыс. об/мин для миниатюрных подшипников).
  • Низкий уровень шума и вибрации: Отлично подходят для применений, где важна тихая работа (электродвигатели, бытовая техника).
  • Простота конструкции и монтажа: Относительно простая конструкция делает их недорогими в производстве и легкими в установке/замене по сравнению со многими другими типами.
  • Универсальность: Широко доступны в огромном диапазоне размеров и вариантах исполнения.
  • Минимальное обслуживание (особенно закрытые типы): Закрытые подшипники (с защитными шайбами или уплотнениями) часто поставляются с заводской смазкой и требуют минимального обслуживания в течение всего срока службы.
  • Умеренная способность к самоустановке (компенсации перекосов): Могут компенсировать очень небольшие перекосы вала или корпуса (до 0.25°), но не предназначены для работы с существенными перекосами.

Недостатки / Ограничения:

  • Ограниченная радиальная грузоподъемность: По сравнению с роликовыми подшипниками (цилиндрическими, коническими, игольчатыми) того же размера имеют меньшую радиальную грузоподъемность из-за точечного контакта.
  • Очень ограниченная осевая грузоподъемность: Способны воспринимать лишь незначительные осевые нагрузки (обычно не более 20-50% от статической радиальной грузоподъемности C0). Для значительных осевых нагрузок требуются другие типы подшипников (радиально-упорные шарикоподшипники, упорные, конические роликовые).
  • Чувствительность к ударным нагрузкам: Точечный контакт более чувствителен к ударам и локальным перегрузкам, чем линейный контакт роликовых подшипников.
  • Чувствительность к перекосу: Хотя могут компенсировать малые перекосы, работа при существенном перекосе резко снижает срок службы и увеличивает шум/вибрацию.

Основные сферы применения (везде, где нужны скорость, тихая работа и умеренные радиальные нагрузки):

  • Электродвигатели (от бытовых приборов до промышленных).
  • Бытовая техника (стиральные машины, пылесосы, вентиляторы, дрели).
  • Автомобилестроение (вспомогательные агрегаты — генераторы, насосы, натяжители ремней, некоторые узлы трансмиссии, где нет высоких осевых нагрузок).
  • Промышленные редукторы и коробки передач (быстроходные валы).
  • Насосы и компрессоры.
  • Сельхозтехника и конвейеры.
  • Робототехника и точная механика.
  • Велосипеды, скейтборды, роликовые коньки (ступицы колес).
  • Офисная техника (принтеры, сканеры).

Варианты исполнения (наиболее распространенные):

  • Открытые (без защиты): Без каких-либо защитных элементов. Требуют внешней защиты от загрязнений и периодического обслуживания (смазки). Обозначение обычно не указывается или -ZZ (старое).
  • С металлическими защитными шайбами:
    • -Z или -ZZ: Одна или две штампованные стальные шайбы с небольшим зазором. Защищают от крупных частиц, не препятствуют смазке.
  • С контактными уплотнениями:
    • -RS или -2RS: Одно или два резиновых уплотнения (обычно NBR), контактирующих с бортом внутреннего кольца. Обеспечивают лучшую защиту от влаги и пыли, удерживают смазку внутри. Создают небольшое дополнительное трение.
    • -2RZ: Уплотнения с малым трением (почти без контакта).
  • Различные классы точности: От нормального (P0 / Class 0) до сверхпрецизионного (P2 / Class 2, ABEC 9) для высокоскоростных и точных применений.
  • Различные зазоры: Стандартный радиальный зазор (C0), а также увеличенные (C3, C4) или уменьшенные (C2) зазоры для специальных условий (температура, натяг).

Стандарты: Основные размеры стандартизированы по ISO 15 (внутренний диаметр x наружный диаметр x ширина). Распространенные серии по ширине и диаметру: 60xx (сверхлегкая), 62xx (легкая), 63xx (средняя), 64xx (тяжелая). Основные стандарты в РФ: ГОСТ 8338-75 (Подшипники шариковые радиальные однорядные).

Альтернативы:

  • При высоких радиальных нагрузках -> Цилиндрические роликоподшипники, Игольчатые подшипники.
  • При высоких комбинированных (радиальных + осевых) нагрузках -> Радиально-упорные шарикоподшипники, Конические роликоподшипники.
  • При чисто осевых нагрузках -> Упорные шарикоподшипники.
  • При перекосах вала/корпуса -> Сферические роликоподшипники, Самоустанавливающиеся шарикоподшипники (сферические).

В сущности: Шариковый радиальный подшипник — это «рабочая лошадка» мира подшипников. Его ключевые преимущества — высокая скорость, низкое трение, простота и универсальность при работе с преимущественно радиальными нагрузками. Он является оптимальным выбором в огромном количестве применений, где не требуются экстремальные нагрузки или способность воспринимать значительные осевые усилия.

Заказать коммерческое предложение
X
Заполните форму и мы отправим вам коммерческое предложение